Цыганский табор в селе Заричево. Часть первая.
Воскресным утром отправились мы на поиски абсолютно неизвестной достопримечательности перечинщины, музея «Ромская садыба». Основная сложность на пути популяризации данного музея – наличие в том же селе еще одного музея с похожим названием – «Лемківська садиба». Приехав на место, мы потратили пол часа на то, чтобы опросить местное население на предмет знания местоположения музея. 50% вообще не слышало о том, что такой музей существует, еще 30% указывало на «Лемківську садибу» и дополнительно сообщало, что больше музеев на территории села нет (ага, как же – их аж три: «Лемківська садиба», «Ромська садиба», и дом-музей «Марійки Підгірянки»), еще 20% процентов не знали ни об одном музее. Вот за что люблю местное население, так это за то, как они свою историю знают и помнят. До парадоксов иногда доходит. Стоишь в дальнем районе Закарпатья на окраине села под горой, на которой развалины замка виднеются, спрашиваешь чисто на контроль у проходящей мимо бабульки (на сельском диалекте) как пройти на развалины, а она отвечает, что нет у них никаких развалин, и крепости нет никакой, и вообще только церковь посреди села к достопримечательностям относится. Тычешь ей пальцем в гору, а она кроме полонины ничего на ней не видит. Печально мне вот в такие моменты становится. Это уже не считая кучи затраченного на выяснение направления и наматывание кругов по селу времени. Вот так и мы, пол часа стояли в самом центре села и пытались получить хотя бы приблизительное указание, где искать музей. Тут до меня дошло, что надо использовать совсем другие методы, основанные на понимании особенностей логики аборигенов. Зашел в магазин, спросил живут ли в селе цыгане. «Да», говорят, «живут». «А сколько таборов в селе», спрашиваю. Один конечно, нам еще больше не хватало. Получив отмашку рукой в направлении соседнего ущелья, двигаемся дальше. Нашли поворот, возле которого на камне сидят три цыганенка. Вышел, спросил ну украинском языке у них, если ли в таборе музей. Все три дружно закивали и кивнули в сторону «сердца» табора, который начинался под лесом. Наш разговор слышала бабка, чей дом стоял на повороте. Обычная такая старушка, белая. Она двумя руками замахала, умоляя нас не ходить туда, куда указывали цыганята. «Вам наша, Лемківська, хата потрібна. Навіщо циганів дивитися?», проворочала она. Цыганята что-то злобно процедили сквозь зубы. А потом как-то все само собой получилось. Есть у меня, фотографа-дилетанта, мечта. Уже три долгих года. Провести фотосессию в цыганском таборе. В аутентичном, конечно, а не на Радванке. Я пробовал это сделать в Линцах, но не смог даже выйти из машины увидев кол-во агрессии вокруг. Потом планировал осуществить план и в Комаровцах, и в Домбоках. Как-то все криво получалось и не доходило до решающей фазы…
Вот тут то меня и переклинило. Ноги сами засеменили в сторону табора. Я шел, достав фотоаппарат, выставив все необходимые корректировки, чтобы быстро наснимать хотя бы кадров 50, пока ситуация примет неконтролируемый характер. Двое цыганят потеряли ко мне интерес, а третий, побежал за нами, очень осторожно приблизился и выдал «Дай рубля, а я тобі покажу табор, і музей, і все інше, і собаки тебе не будуть чипати». Я моментально выдал пацаненку рубль и «экскурсия» началась.
Оказывается, это табор, где живут «Волохи» (белые цыгане). Хотя я, честно говоря, видел там разные цвета кожи. 30 минут мы находились на территории табора. Находились словно в альтернативной вселенной. Такого кол-ва остановленного времени и концентрации субкультуры на единицу площади я уже не видел много лет. Наш проводник действительно вел экскурсию. Это дом того-то, это общая конюшня, это «молильний дім». Он регулярно окликивал жителей окрестных домов и громогласно сообщал: «Це я їх веду!».
Воз свежего сена. Справа от него конюшня на 4-5 лошадей, срубленная из железнодорожных шпал. Я, честно говоря, удивился, куда они там помещаются, но наш проводник тут же открыл дверь и продемонстрировал несколько высунувшихся лошадиных голов.
Слева – что-то наподобие летней кухни, справа – стойло
Типичный вид среднестатистического цыганского подворья. Несколько кусков предусмотрительно заначеного шифера, моток сетки, корыто, дом из самана на заднем плане. Квадратный постамент справа внизу – оконечная часть цыганского «акведука» – если повернуть кран – польется вода. Чистая, холодная.
Просто замечательный кадр. Я сделал около 30 снимков, простояв перед этой «парочкой» секунд 30. 90% кадров одинаковые. Ни пес, ни ребенок не шелохнулись. Малыш просто застыл, пес принюхивался.
Сначала я подумал, что это местная детская забава. Потом, мне объяснили, что это «металлоискатели» из дальней части табора спешат к месту, где в ручье была замечена «повышенная концентрация металла».
Посмотрите прямо в глаза этому ребенку. Не отводите глаз секунд 10. Чувствуете изменение эмоционального фона?..
Цыганская хата в цветах национального украинского флага. Справа – два кореша нашего проводника. Судя по кратковременной устной стычке, они были недовольны, что не они ведут экскурсию.
Пройдя весь табор по главной улице (от нее отходило в сторону с десяток ответвлений), мы наконец-то добрались до музея «Ромська садыба». Левая часть – дом, справа – навес под которым находятся предметы цыганского ремесленничества.
Крыша дома – 100%-ная сушеная ботва кукурузы. Говорят – не протекает. Из соседнего дома вышла молодая женщина, и узнав, что мы в музей, продолжила рассказ о быте поселения. Музей принадлежит ее мужу, который «поїхав в варош». Открыла хату, показала предметы быта и разнообразную утварь. Внутри очень мало место чтобы наснимать хороших ракурсов.
Передний план – детская «колысанка». Над ней – склад банок хозяина, не успел унести, т.к. сезон экскурсий еще не скоро, и никто не ждал, что мы без сопровождения и приглашения появимся в дальней части табора. На заднем плане под потолком – «цыганский шкаф».
«Платяной шкаф» крупным планом
Родовое дерево ромской громады села Заричева. Вот чего не ожидал найти здесь, так это родового дерева. А хозяину респект, если он до такого додумался. Народ без знания своей истории – не народ.
Часть схемы крупным планом
Старая чугунная печка с спецкоробочкой сверху. Тарджетинг целевой аудитории налицо.
Несколько старых религиозных предметов на стене над письменным столом
Старая наковальня. Цыгане в старые времена часто были хорошими кузнецами.
А это вообще уникальная вещь. Очень редко такую встретишь сейчас на территории Закарпатья. Слева – кузнечные меха из дубленой кожи, справа – кузнечная печь, выложенная особым образом из камней и обмазанная глиной. Над печью висит на металлической перекладине цепь с крюком и системой подвесов.
Ссылка по теме:
Цыганский табор в селе Заричево. Часть вторая.
12/02/2008 | 10:15
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению