Немного о церковной живописи или церковь в селе Задельское
Многим известно, что согласно одного из решений 7-ого Вселенского Собора, более известного как «Второй Никейский собор», состоявшегося в 787 году, было запрещено изображать Бога-Отца на иконах и иже с ними. Особенно это касалось образов, представлявших его в виде старика с бородой. Кроме того, правила православных соборов запрещают не только использование изображений Бога-Отца, но и изображение Святого Духа в виде голубя. Эти факты до сих пор вызывают массу споров и разночтений.
Недавно, довелось посетить одну старую церковь в горном селе под названием Задильское (укр: Задільське).
Начало 20-ого столетия. Стоит на пригорке. Ухоженная территория. Рядом с церковью – хорошо сохранившаяся звонница.
Перед входом на территорию – шикарные арочные ворота
На самой территории множество всяких экзотических деревьев и кустарников. Несколько сортов лиственницы.
Даже над звонницей маленький «куполок» раскрашенный «золотыми звездами по синему», что характерно для стиля русских православных церквей. Точно также оформлена и башенка церкви.
Даже двери в звонницу оформлены так, что это не похоже ни на одну звонницу в Закарпатье…
Один позитив от пребывания на территории. Все бы да ничего, но только выходя с территории церкви, случайно присмотрелся к росписи в нишах по бокам от ворот. Нет, ну я все понимаю, каноны там, и так далее, но вот к человеку, изобразившему вот это, у меня много вопросов…
Для особо невнимательных рекомендую обратить также внимание на пальцы правой руки, кадык, и надбровные дуги. Особое внимание - выражению лица. Фантастика!
А теперь вот сюда глядим. Это вообще что-то. Женское лицо мало того, что исполнено максимально горестно-печальным выражением, так еще и повторяет черты лица усредненного образа современной женщины из далекого горного села… Для не особо внимательных: обратите внимание на соотношение размеров тела ребенка и тела женщины. Особое внимание на лоб ребенка (последний раз я видел подобную болезнь у ребенка-скульптуры в одесском морпорту, у которого врачи только по внешнему виду насчитали, по-моему, 13 смертельно опасных болезней). Губы женщины и тень под носом, похожую на усики, даже не комментирую.
Не хочу оскорбить этой статьей ничьи чувства. Тем более – чувства верующих. Это просто мнение отдельно взятого краеведа-дилетанта и дизайнера по совместительству. Я много видел за последние годы еженедельных поездок всяких религиозных образов, икон, росписи… Многое увиденное было красиво и духовно. Но, прошу прощения, такой «кичуган» вижу впервые. А ведь кто-то его нарисовал, кто-то утвердил, кто-то каждый раз мимо него на «обедню» ходит. Горестно и печально видеть, насколько современный горно-сельский менталитет проникает, кроме всего прочего, и в церковную живопись.
Лично я бы раз и навсегда запретил всякую подобную отсебятину в таком важном для становления Соборности Украинской Церкви деле. А ведь раньше так и было. Не мог кто попало церковной росписью заниматься… Стыд и позор.
P.S. В качестве бонуса к изложенному и показанному - вот такой вот орнамент на церковном флаге в одной из сельских церквей ивано-франковщины…
Бесспорно – как старенькая бабушка умеет, так и вышивает… Но ведь есть же пределы…
16/06/2008 | 17:00
Для данной статьи пока нет комментариев
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению