Монастырь в селе Боронява
Село
Боронява (укр:
Боронява, альт:
Боронєво,
Бороняво), Хустского района, расположено на небольшой речушке Боронява, впадающей в Тису на окраине города Хуст, на высоте 243 м.н.у.м. Первое упоминание о селе – 1389 год. Главной достопримечательностью села, безусловно, является монастырь, скрывающийся за аббревиатурой
ЧСВВ (
Чин Святого Василия Великого; лат:
Ordo Sancti Basilii Magni), больше известный в народе как
Василианский монастырь Благовещенья Пресвятой Богородицы (укр:
Василіянський монастир Благовіщення Пресвятої Богородиці).
В 1716 году местный священник
Иоанн Козак (
Иван Коцак) постригся в монахи, принял имя
Иосип (укр:
Йосии), за 40 золотых купил у хустской общины кусок земли и построил небольшую деревянную церковь и жилище для монахов при ней (использовалась аж до 1788 года). Через 30 лет в церкви уже был иконостас, деревянный престол, люстры, кресты, несколько ценных книг, и прочая церковная утварь. Новую церковь построили в 1774 году. В 1785 монастырю подарили ценную Чудотворную Икону Божей Матери, что позволило существенно увеличить привлекательность монастыря для паствы. Через 14 лет после постройки церкви, согласно распоряжению австрийского императора монастырь был закрыт, имущество передали Мукачевскому монастырю, а монахи долгое время жили в лесу в пещерах. В начале 19-того столетия строиться корпус на 10 келий из «вальки» (самана; солома + глина), а уже в 1847 году монахи начали строить свой первый «сателлит» - каменную церковь для жителей села Боронява (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Строительство было завершено лишь через 40 лет, в 1888 году. С 1893 года в монастыре жили монахи-василианы. В конце 19-ого века крестьян села освободили от работы на пана, направив их усилия на расстройку монастыря. В 1905 году была построена новая каменная «каплычка». Кол-во «посетителей» монастыря стало измеряться десятками (!) тысяч. На последнюю службу в 1946 году собралось 50000 (!) человек. В 1947 году монастырь закрыли Советы, а монахов свезли на каторгу в Сибирь. В 1948 году монастырь опломбировали, вывезя из него все ценности. С 1949 в нем заработал детский садик. В 1953 году половину монастыря разобрали, имущество передали колхозу, а из здания церкви сделали склад. В 1967 году власти решили окончательно разрушить церковь, чтобы окончательно пресечь тайные собрания людей в ней. Как только начали рушить и успели развалить одну стену, как сбежался народ и «отбил» церковь, которую потом долго восстанавливали и огородили забором с колючей проволокой. В 1990 году церковь снова вернули греко-католикам. Начались работы по восстановлению монастыря и уже в 1991 году прошло первое служение, а знаменитая икона вернулась из Хуста на прежнее место. В 1992 разобрали старую деревянную звонницу и построили на ее месте новую, тоже деревянную, но через 7 лет и ее заменили – построили вместо нее каменную.
А теперь немного фотоматериала. Вот так вот выглядел монастырь в 19-ом столетии. Фотография гравюры из книги Августина Штефана.
Шикарный вид на монастырские сооружения, шикарная погода…
А эта та самая новая каплычка на месте предыдущих двух деревянных. По бокам – куча деревянных лавочек для паствы.
Внутренний дворик. Старые строения, молодые, и совсем «свежие». Стройка идет полным ходом.
Подземная церковь на окраине монастыря. В ней живут самые ортодоксальные монахи. Только вода, хлеб, и горох. Выходят на свет божий раз в месяц. Шучу. Просто «новопостроенная» маковка дожидается своего часа, чтобы быть водруженной на крышу.
Кстати, монастырь не единственная достопримечательность села. В нескольких сот метрах от монастырской ограды есть начало крестной дороги (крестный ход), идущей по склонам холмов вокруг монастыря и заканчивающейся в месте, где совсем недавно явилась Пречистая Богородица.
Вот так выглядит начало дороги. Можно даже мимо пройти и не заметить.
В «узловых точках» дороги – каплычки и кресты.
На середине пути есть даже свой источник-кадуб. Можно остановиться и испить водички, передохнуть.
Местами тропинка уж больно круто забирает вверх и тогда появляются деревянные ступеньки…
Выходит дорожка на небольшой полянке с которой виден монастырь.
За полянкой, в месте где произошло «богоявление» небольшой стенд с иконой…
…и колодец со святой водой.
21/04/2010 | 08:36
Для данной статьи пока нет комментариев
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению