Еврейское кладбище в городе Берегово
Еврейское население города Берегово всегда было многочисленным и занималось, преимущественно, сельским хозяйством, скотоводством, держало постоялые дворы. Согласно историческим данным, еще в 1880 году в Берегово жило 1795 евреев. С развитием экономики и промышленности, береговские евреи стали владеть кирпичными и деревообрабатывающими заводами, мельницами, и прочими артелями. Им также принадлежало много торговых предприятий. На начало Второй Мировой Войны в Берегово были два действующих дома собраний (
синагоги), ритуальный бассейн для омовения (
миква), еврейская религиозная начальная школа (
хэдер), и еще три молитвенных дома. В настоящее время в городе есть одна действующая синагога и действующее кладбище, о котором заботиться и которое оберегает еврейская община города. В остальных сёлах Береговского района кладбища не действующие.
Старое еврейское кладбище в городе Берегово красивое и ухоженное. Находится оно рядом с христианским кладбищем и отделено от него высоким каменным забором. На территории множество сохранившихся могил с надгробными плитами. Есть даже несколько небольших склепов.
Вход на кладбище - свободный. Можно пользоваться фотоаппаратом. Только вести себя нужно подобающе.
Обратимся за информацией по теме к электронной еврейской энциклопедии.
Обычно, материалом для создания надгробия могилы еврея служил камень. За пределами Израиля надгробия обычно устанавливают и освящают по истечении 12 месяцев после погребения. В самом же Израиле - на 30-й день.
Ашкеназские надгробия, в большинстве своем, устанавливались вертикально, а
сефардские — горизонтально. Ашкенарды и Сефарды - субэтнические группы евреев. На могилах праведников принято возводить сооружения-шатры с помещением для зажигания свечей и чтения псалмов.
Надгробия многих еврейских могил отличаются богатством декора и разнообразием символики. За века выработался этакий символьный язык, указывающий на принадлежность могилы. К примеру, кисти рук в традиционном благословляющем жесте говорят о том, что это могила
кохена (священнослужителя из рода потомков Аарона). Древние музыкальные инструменты или кувшин — могила
левита (представители колена Левия, из которых набирались служители для храмов: певчие, музыканты, стража). Стадо без пастуха, открытая книга или несколько корешков книг с названиями — могила
раввина или автора религиозных сочинений. Гусиное перо —
переписчик священных текстов. Ножницы —
портной. Цепочка или украшения —
ювелир. Коробка или кружка для сбора пожертвований, рука, подающая милостыню, указывали на щедрость покойного или на то, что он «
габбай» (человек, ведающей в общине организационными и денежными делами). Руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках —
могила женщины.
Изображения животных на надгробиях служили обозначением личных имен. К примеру, лев -
Лейб (Арье) или
Иехуда, олень -
Хирш (Цви), голубь -
Иона, рыба -
Фишл, птица -
Фейга (Циппора) и т.д. Сам факт смерти тоже обозначалась определенной символикой: разбитый сосуд или лодка, надломленная свеча, перевернутый погасший светильник, упавшая корона. На надгробиях женщин - рука, сломавшая ветвь. Кол-во плодов на этой ветви указывало на число детей умершей. На девичьих надгробиях число цветков соответствовало прожитым годам.
Больше половины «молодых» могил на Береговском кладбище выдержаны в довольно строгом стиле. Без узоров и декора. Только тексты и полированный камень.
10/03/2010 | 08:38
Для данной статьи пока нет комментариев
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению