Боржавская узкоколейка. Часть вторая.
Продолжение отчета о поездке на празднование 100-летия "Боржавской узкоколейки" (в народе - "Кушницкая Анця").
Товарный вагон, кстати, очень грязный. Он последний в составе и на него постоянно ложится дымная копоть. Двигатель дизельный – генерирует столько дыма, что ему бы позавидовал любой паровоз.
Приезжаем на станцию Хмельник – а фольклорный коллектив уже тут. И давай по новой плясать. Молодцы, хорошо работали. Шикарно позировали.
Немного об истории. В основном – печальной. По информации начальника депо, Боржавская узкоколейка была запущена 1908 году, и в 2008 ей исполняется 100 лет. Тем не менее, чешский исследователь и инженер железнодорожного транспорта Карел Бэнеш в своей книге писал, что каждый район Закарпатья имел собственную систему узкоколейных железных дорог, часть из которых начала свою работу еще в 1896 году. За последине 20 лет протяженность активных путей Боржавской узкоколейки уменьшилась в три раза. В 1986 году протяженность была на отметке – 120 км. Это не считая боковых ответвлений и лесных дорог, которые находились на балансе лесокомбинатов. Теперь, общая длинна путей – около 70 километров. 25 километров – Виноградово – Хмельник, 16 км – Хмельник – Иршава, Берегово – Хмельник – около 27 километров. Построили узкоколейку венгры, потом ее достраивали и заботились о ней – чехи, потом, много лет – советы. В 1919, в «чешские времена», на линии курсировало около десятка моторизированные вагоны М-11 и М-21. Паровозов было намного меньше. В середине 90-х, замечательные новые украинцы порезали около 60 паровозов на металлолом. До нашего времени чудом уцелел всего один. Стоит в Береговском депо. Не рабочий. На ремонт нужно с десяток тысяч долларов. Судя по всему, это последний паровоз на все Карпаты. Раньше, пути шли через Долгое, Кушницу, до Лисичева. В настоящее время разворовано и сдано на металлолом около 15 километров рельс, что привело к тому, что участок длинной 50-60 км перестал существовать. В 1998, во время наводнения, часть путей узкоколейки была серьезно повреждена. Лесная железная дорога в Усть-Чорной вообще перестала существовать. То есть, в настоящее время, крайние станции «треугольника» с центром в Хмельнике – Берегово, Виноградово, Иршава.
В итоге. Финансирования нет. Недавно Боржавскую узкоколейку хотели вообще закрыть, но вроде венгерская диаспора и местные правозащитники отстояли. Пути зарастают. Рельсы и шпалы стареют. Есть ли надежда?! Объективно сказать трудно. Вот такая вот грустная история.
На фото – рельсовая конструкция производства Чехии.
Старая стрелка. Надписи на венгерском. Дата – 1898 год.
Юные «позеры» на лавочках между выступлениями. Недавно видел этот коллектив на выставке «Туревроцентр – 2008» в Дубках - они также улыбались во весь рот и позировали, вытянув спины. Их что, специально «на камеру» улыбаться учат?
Хороший ракурс. Одинокий машинист в окне «ТУ2».
А вот это – дизельный мотор локомотива, который представляет собой ничто иное, как мотор танка «Т-72».
Вот так выглядит тесное помещение локомотива.
Левая часть кабины. Одно из двух мест. Самописец, расширительный баллон под ногами, аптечка, «штурвал».
Место правого пилота Боинга-737… то есть локомотива «ТУ2».
Ссылки по теме:
Боржавская узкоколейка. Часть первая.
Боржавская узкоколейка. Часть третья.
06/08/2008 | 20:35
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению