Боржавская узкоколейка. Часть первая.
По приглашению организаторов праздника в честь столетия боржавской узкоколейки, известной в народе как «Кушницка Анця» (укр), отправились мы с единомышленниками в старое локомотивное депо города Берегова, где расположена одна из крайних ее точек.
По правде говоря, найти дорогу к старому депо было довольно трудно. Петляя по узким улочкам, сворачивая в неприметные повороты, попадаешь ко входу на территорию, около которого висит вот такая вот табличка.
Собственно, из этого депо отправлялся рейсово-праздничный поезд в направлении станции Хмельник, расположенной в довольно уединенном месте на берегу реки Иршава (в народе – Иршавка), которая в 100 метрах ниже по течению, под железнодорожным мостом, впадает в реку Боржава. Расположена станция в полях под небольшой горочкой с лесом между селами Хмельник, Великие Комьяты и Шаланки. Станция узловая. В нее «приходит ветка» из Берегово, одна уходит в направлении Иршавы, вторая идет до Виноградово. Но сейчас пока не об этом.
Пройдя через всю территорию депо, мы подошли к поезду, где нас встретила строгая вагоновожатая. Не знаю, что в такой праздничный день могло сделать ее строгой, видимо, огромное кол-во приезжих венгров, выгрузившихся из автобуса и ринувшихся голодной рысью к вагонам, щелкая затворами и «блымая пыхами».
Вот так вот выглядит весь поезд «в сборе». Три пассажирских жестких четырехосных вагона (по два на тележку) и один товарный, как мы его называли – «колониальный». Через минут 5 прибегут венгры, а еще через минут пять – подадут локомотив.
Пока народ с котелками для бограша грузился в вагоны, и бережно расставлял на полках заранее припасенное бухло, я погулял по территории и пофотографировал. Вот, к примеру, тупичок с запасными «колесиками».
А вот так вот выглядит главное здание депо (на заднем плане слева). Перед ним – две колеи мертвых вагонов и локомотивов. Как потом скажет на экскурсии на станции Хмельник начальник депо, на узкоколейке сейчас есть в наличии 7 локомотивов. 2 рабочие (собрали из нескольких), остальные 5 – почти металлолом. Тоже и с вагонами. Их есть рабочих не больше десятка. Финансирование практически отсутствует.
Голубенький локомотив – «ТУ7А», за ним, ржавого цвета – старый «ТУ2». Его «рабочий собрат» через десяток минут повезет состав в направлении Хмельника. За «ТУ2» - два вида товарных вагонов.
Пассажирские вагоны – все «жесткие». Вглядитесь в картинку и вы увидите контуры лица, которое больше печальное, чем жесткое…
А вот это - «ТУ7А» крупным планом. Стоит на самой крайней колее возле входа в основное здание депо.
А вот и наш локомотив пожаловал. «ТУ2-034». Почему-то с надписью «Локомотивное депо ЧОП». Сейчас его подцепят, пассажиры повпрыгивают в вагоны, и состав тронется.
Вот такой вот вид на локомотивчик спереди. Красив, спорить не буду.
А это веселый проводник Карло Яношович
Ехать мы решили в товарном вагоне. В пассажирских было очень много народу, а в «колониальном» вагончике все двери были на распашку и стулья были установлены. В вагон набилась разношерстная аудитория. Половина мадяров, часть из которых вели себя всю дорогу как бешенные обезьяны, и часть русскоговорящего населения, которое бухало, рассказывало всякие баяны, невпопад шутило. Один особо высокоинтеллигентный гражданин, похожий на Федора Двинятина, пошутил за час поездки около 150 раз. Причем немного улыбнуло 1-2 раза. На фото – обалдевший от гомона мадяр из «культурных», смотрит в «салон» и немного офигевает, не понимая, кто хуже себя ведет – прыгающие обезьяны или выпившие дядьки.
Когда проезжали табор – цыгане были рады поезду. Голые детки махали руками, взрослые лыбились, собаки бросались под колеса.
Надо отметить, что половина пути около рельсов между Берегово и Хмельником, настолько заросло, что когда проезжает вагон, ветки хлещут по бортам, часто захлестывая в салон. Факт того, что можно прятать глаза и уши, сидя, свесив ноги с вагона, играя в игру «Шегейчег / Варял», приводил некоторых вагонных обезьянок в раж. Визжали, кричали, бегали, хлестались.
На станции в районе Ремет, поезд остановился, все вывалили из вагонов, а на полустаночке прошел маленький концерт фольклорного коллектива из города Иршава. Спели, потанцевали, поговорили, поехали дальше. Я в это время сбегал за пивом в закрытый сельский магазин. Пива не было. Тем не менее, выпросил у дежурных бутылку теплого «Славутича» и побежал обратно. Уж больно требовался алкоголь, чтобы простерилизовать сознание от глупых шуток и общей ситуации в вагоне.
Самое удачно мое фото за всю поездку. Поймал ракурс. Самые две активные обезьяны в вагоне. Да еще и вот с такими выражениями лиц. Класс!
Видите у них бейджики? Это им раздали в вагоне. Они их не снимали до самого вечера. Вот она разница в менталитете наций. Нашему скажи – «повязуй галстук» - он его обязательно в карман засунет, как только контроль отвернется. Тоже самое и с бейджиками. Все участники, даже венгерские бабушки, надели и до самой ночи не снимали эти символы отличия.
Ссылки по теме:
Боржавская узкоколейка. Часть вторая.
Боржавская узкоколейка. Часть третья.
06/08/2008 | 20:44
Написать комментарий
Пожалуйста, добавляйте только информативные комментарии по теме статьи. Просим не отправлять комментарии содержащие только реплики, похвалы, восклицания (их не пропустит система защиты от ФЛУДА).
Примечание: Поля, отмеченные символом * обязательны к заполнению